Украинцам попросят еще чуть-чуть потерпеть плохие дороги. Новый руководитель «Укравтодора» Славомир Новак полон амбициозных планов. Вооружившись данными о том, что каждый евро, вложенный в дорожный сектор дает в итоге 2,5 евро роста ВВП, он уже начал думать, как добиться роста отечественного внутреннего валового продукта в разы.

По словам Новака, сооружение дорог зависит от трех ключевых факторов: финансирования, планирования и регуляторной деятельности государства в дорожной сфере. Для долгосрочного финансирования уже создан Дорожный фонд, однако по оценкам экспертов, существенного результата по накоплению финансовых поступлений можно ожидать не ранее 2018 года, а заработает в полную силу он не раньше 2020 года.

Поэтому финансировать дороги будут по так называемому маршрутному принципу. То есть, новое строительство и реконструкция будут проводиться за счет концессионных проектов и средств международных финансовых организаций, а текущий ремонт и содержание – за счет госбюджета.

Что отремонтируют в этом году

«В этом году деньги будут только на ремонт дорог. В следующем году есть надежда получить деньги от международных доноров для строительства новых дорог. Наконец, третий источник – частные деньги инвесторов, которые могут быть привлечены на условиях государственно-частного партнерства», – рассказал Славомир Новак.

По данным «Укравтодора», протяженность автомобильных дорог общего пользования в Украине составляет 169,7 тыс. км, из них государственного значения – 49,8 тыс. км. Количество мостов – 16,2 тыс.

Асфальтобетонных дорог в Украине всего 35,2%, на органически-минеральные смеси приходится 42%, цементобетонные – 1,3%, а другие категории дорог, в том числе грунтовые – 21,5%.

При этом дороги первой категории составляют лишь 1,6%, второй – 7,7%, третьей – 16,3%. Самая многочисленная, четвертая категория – 63,7% (двухполосные дороги, рассчитанные на не очень интенсивное движение со скоростью до 80 км/ч).

По данным советника «Укравтодора» Александра Кавы, 97% всех дорог требует капитального ремонта. Среди путей государственного значения не соответствуют требованиям по прочности 39%, а по ровности – 51%. Свыше 9,6 тыс. мостов не соответствуют техническим параметрам и фактической нагрузке, из них больше 1,9 тыс. нуждаются в срочном ремонте.

Если в 2011 году было отремонтировано 2009 км автодорог и построено около 100 км, то в последующие годы эти показатели только падали. Так, с 2013 дорог не строили вообще, а только ремонтировали. В 2014-2015 гг. – отремонтировали всего 102 км и 313 км соответственно. В прошлом году ситуация улучшилась – движение открыли по 878 км дорог.

По словам министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна, в планах на 2017 год значится ремонт свыше двух тысяч километров дорог.

Однако, пока на развитие дорог из фактически выделенных на 2017 год 18 млрд грн, собственно на ремонт есть только 5,3 млрд грн. Остальные средства, по словам главы «Укравтодора», ушли на погашение кредитов и старых долгов. Еще 2 млрд грн пойдут на ямочный ремонт, а 1,5 млрд грн – на эксплуатацию и безопасность.

Оставшихся 5,3 млрд грн хватит на текущий ремонт 727 км дорог. И только дополнительное выделение денег может обеспечить ремонт свыше 2 тыс. км, о которых говорит министр.

Например, около 5 млрд грн необходимо только на восстановление дорог по маршруту Львов – Тернополь – Винница – Умань – Белая Церковь. В частности, трассы Н-02 Львов – Тернополь, М-12 – Стрый – Знаменка (Тернополь – Умань), М-05 Киев – Одесса (Белая Церковь – Умань).

Как сообщала ранее директор ГП «Укрдоринвест» Елена Криворучко, капитальный ремонт километра украинской дороги обходится примерно в 20 млн грн, тогда как стоимость среднего ремонта километра дороги всего 10 млн грн. Чтобы восстановить все дороги государственного значения, необходимо около 500 млрд грн. Для сравнения: вся расходная часть бюджета на 2017 год составляет около 790 млрд грн.

Правительство запланировало дополнительные ассигнования на ремонт дорог в 2017 году в размере 15-17 млрд грн. Часть денег даст таможенный эксперимент, который в этом году охватывает всю страну (направление части сверхплановых таможенных поступлений на строительство и ремонт местных дорог). Примерно 15 млрд грн должен дать репрофайлинг ОВГЗ (реструктуризации бумаг с продлением срока их обращения), принадлежащих НБУ.

Дополнительные деньги пойдут, в частности, на ремонт международных коридоров, завершение работ на объездных путях возле населенных пунктов, продолжение работ на автодорогах, начатых раньше и т.п.

Планы на пятилетку

Пока «Укравтодор» отвечает за всю сеть дорог, но со следующего года в рамках процесса децентрализации, на нем останется только порядка 50 тыс. км магистралей государственного значения. Остальные передадут на баланс местных властей, которые уже сами будут решать, какую дорогу и когда ремонтировать.

«Например, в Польше аналогичная Укравтодору компания отвечает за 3 тыс. км. дорог при общей их протяженности в 19 тыс. км», – рассказал Славомир Новак.

В «Укравтодоре» говорят о необходимости реализации пятилетнего плана стратегического развития дорожной сети на 2018-2023 годы. В частности, есть идея построить дорогу Львов-Краковец. Напомним, в 2015 году Мининфраструтуры инициировало строительство этой дороги на условиях концессии, но конкурс по поиску концессионера так и не состоялся.

В министерстве и «Укравтодоре» также видят большой потенциал в создании скоростного автомобильного сообщения между польскими портами Гданськ и Гдыня с портами Большой Одессы и Николаева. Это транснациональный коридор, протяженностью свыше 2 тыс. км между Балтийским и Черным морем.

«Go Highway – новый стратегический коридор, в рамках трансъевропейской системы между Балтийским и Черным морями, между Гданьском и Одессой. Я считаю, что это значительный потенциал для развития украинской экономики», – рассказал Славомир Новак.

Пока же основное внимание будет уделено ремонту автодороги М-02 Тернополь – Львов и М-19 от границы Тернопольской и Ровенской областей к этим областным центрам. По словам Славомира Новака, Тернополь станет ключевым пунктом в международном проекте Go Highway. Эта дорога пройдет с запада на восток и именно в этом областном центре будет ответвление магистрали на Ивано-Франковск, Черновцы и Ровно.

Частью этого проекта является и сооружение северного объезда Львова. Эта дорога соединит международную трассу М-06/Е-40 Киев – Львов – Чоп с тремя международными дорогами, ведущими на польскую границу: М-09/Е-372, М-10 и М-11/Е40. Этот проект будет реализовываться за счет кредитов от международных финансовых организаций.

Это будет 22 км четырехполосного автобана с разрешенной скоростью движения 130 км/ч и четыре двухуровневых развязки.

Глава агентства также сообщил о планах начать переговоры с Европейским Союзом, чтобы привлечь к участию европейских партнеров. Также ожидается поддержка со стороны Всемирного Банка.

Однако, если переговоры с международными организациями ведутся уже сейчас, то сдача дорог в концессию, скорее всего, будет возможна только после принятия соответствующего закона вместо действующих нормативов. По словам министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна, для этого при участии европейских партнеров сейчас разрабатывается проект принципиально нового закона о концессиях.

 

 

Теги: дороги укравтодор концессия ремонт
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2283